Святые Таинства Церкви
Таинство Покаяния (Исповедь)
 

Памятка о Святом Таинстве Покаяния (Исповеди)


   Покаяние - это тот поворот жизни, оборот мыслей, перемена сердца, который нас обращает лицом к Богу в радостной и трепетной надежде, в уверенности, что хотя мы не заслуживаем милости Божией, но Господь не оставит нас Своей милостью.

   Не жди, когда станешь лучше, приди к Богу таким, какой ты есть сейчас: Он любит и ждёт тебя.

   Покаяние есть не только сознание своей греховности или простое признание себя недостойным; даже не только сокрушение и сожаление о допущенных падениях и слабостях, и не только раскаяние (хотя эти чувства должен испытывать кающийся). Оно есть решимость бороться со своими дурными наклонностями и напряжение воли к исправлению, соединенное с ожиданием помощи Божией.

   Посредством Таинства Исповеди прощаются грехи, совершенные после Крещения (или последней Исповеди), и грешник примиряется с Церковью, от Которой отпал через грех. Для Церкви не существует непростительного греха, а только нераскаянный. Нет такого греха, который бы не омывался слезами покаяния. Стремясь к прощению своих грехов, нужно простить всех обидчиков и остерегаться осуждения.

   Готовясь к Таинству Исповеди важно испытать свою совесть, вызвать в памяти и восчувствовать сердцем своим согрешения, поставить себе вопрос: что во мне недостойно ни меня самого, ни Бога, Которого я исповедую, ни Церкви, к которой я принадлежу, ни людей, которые меня окружают?

   Осознать свой грех также можно, ответив на  вопрос: чего я стыжусь в своей жизни? Что я хочу укрыть от лица Божия и что я хочу укрыть от суда собственной совести? В чем обычно обвиняют нас другие люди, враги наши, а особенно близкие: почти всегда их обвинения, укоры, нападки имеют основания. При этом полезно различать основные грехи от производных, симптомы - от более глубоко лежащих причин.

   При подготовке к исповеди можно пользоваться пособиями «В помощь кающемуся» святителя Игнатия (Брянчанинова) или «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Совершенные грехи можно кратко обозначить на бумаге, дабы не упустить что-то важное.

   Дождавшись своей очереди, исповедующийся подходит к священнику, стоящему у аналоя - высокого наклонного столика, на котором находятся Крест и Евангелие. Такое внешнее устроение выражает тот факт, что в исповеди судит не священник, а Бог, Которому и производится исповедание грехов.

   Само перечисление вслух своих духовных болезней и падении перед духовником имеет то важное значение, что в нем преодолеваются гордыня и уныние от сознания безнадежности своего исправления.

   Священник перед исповедью обращается к кающемуся: «Смотри, чадо, Христос невидимо стоит здесь и принимает твою исповедь. Поэтому не стыдись и не бойся, ничего не скрывай от меня, но без колебаний расскажи все, что ты сделал, и получишь прощение от Господа нашего… А я - только свидетель, свидетельствую перед Ним обо всем, что ты мне скажешь. Но если ты что-либо утаишь от меня, то совершишь двойной грех. Так что остерегайся, как бы, придя к Врачу, не уйти неисцеленным».

   Придя на Исповедь впервые, лучше сразу сказать об этом священнику - он подскажет, на что следует обратить внимание при исповеди и в чем нужно раскаяться.

При исповедании грехов не нужно ждать вопросов, стоит самому сделать усилие. Говорить надо точно, не затемняя неприглядность греха общими выражениями «во всем грешна», «как все люди грешим». С другой стороны, следует остерегаться подробностей: исповедь не есть перебирание грехов и «отчет о содеянном», это не допрос, где выпытывают все детали пережитого.

   Исповедуясь, следует избегать соблазна самооправдания, попыток объяснить «смягчающие обстоятельства», упоминаний имен третьих лиц и, тем более, перекладывания вины на ближних. Стоит побеждать ложный стыд: стыдиться необходимо при свершении греха, а не при расставании с ним.

   По окончании исповеди кающийся наклоняет голову, священник накрывает ее епитрахилью и читает разрешительную молитву. При видимом изъявлении прощения священником, кающийся невидимо разрешается Самим Христом. «Как только вы сокрушились и раскаялись, прощение уже присуждается вам на Небе, а в момент исповедания сие небесное решение объявляется вам» (свт. Феофан Затворник).  

   После этого нужно благоговейно перекреститься, поцеловать лежащие на аналое Крест и Евангелие, обещая тем самым  уповать на Христа Распятого и исполнять евангельские заповеди. После этого нужно взять благословение у священника.

   Ознакомившись с состоянием совести грешника, священник может дать ему полезный совет, указать пути исправления, предостеречь его от повторения в будущем сделанных раньше грехов.

   Будем помнить, что Исповедь не есть беседа о своих недостатках, сомнениях, не есть осведомление духовника о тебе и менее всего «благочестивый обычай». Исповедь - горячее покаяние сердца, жажда очищения, умирание для греха и оживление для жизни по воле Божией.

   (скачать Памятку)


Назад к списку