Святые Таинства Церкви
Таинство Крещения
 

Памятка крещаемому

 

Бог может все, но Он не может спасти человека
без самого человека.

Св. Афанасий Александрийский

 

   Святой Анастасий Синаит, один из ранних отцов Церкви, сказал: «Православие – это истинное представление о Боге и творении», то есть Православие – это правая вера, это – сама истина. Господь наш Иисус Христос сказал: «Я есть путь, истина и жизнь» (Иоан. 14:6), Он есть воплощенная Истина, и мы можем найти и познать истину только во Христе, следовательно, мы можем быть спасены только во Христе. Церковь Христова есть Богочеловеческий организм, в котором люди соединяются с Богом и освящаются благодатью Божией. По слову Господа Иисуса Христа, в основе спасения человека лежит духовное рождение: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5-6). Это рождение водой и Духом совершается в Таинстве Крещения.

   Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия. Церковь содержит семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние (Исповедь), Причащение (Евхаристия), Брак (Венчание), Священство и Елеосвящение (Соборование).

   Таинство Крещения является как бы дверью в Церковь Христову, только принявший Крещение может пользоваться другими Таинствами. Необходимость Таинства Крещения тесно связана с тем, что человек появляется на свет с природой уже поврежденной грехом и с годами грех, как некое злокачественное растение, растет и усиливается в человеке и этим все больше и больше порабощает его. От греха происходят все человеческие бедствия: преступления, страдания, обиды, насилия, болезни, физическая и, главное, духовная смерть. Господь наш Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы уничтожить грех и дать человеку вечную, радостную жизнь в Царстве Небесном. Духовное возрождение начинается верой человека в Иисуса Христа, желанием избавиться от насилия греха, соединенное со стремлением жить по воле Божией. Но одна вера и желания человека недостаточны, нужна благодатная сила, которая осуществила бы духовное рождение человека. Именно эта благодатная сила проникает в человека в Таинстве Крещения.

   В Таинстве Крещения верующий во Христа, через троекратное погружение в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается в новую духовную жизнь и становится членом Церкви. Каждый крещаемый повторяет путь Христа: умирает, чтобы затем воскреснуть - умирает для греховной жизни и сатаны и воскресает, чтобы начать новую жизнь, жизнь с Богом, все его естество при этом обновляется до самых своих оснований.

   Господь Иисус Христос установил Таинство Крещения после Своего Воскресения из мертвых, когда, явившись Своим ученикам, сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф. 28: 19-20), «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). Следуя этому повелению Спасителя, апостолы всюду, куда приходили, проповедовали веру в Иисуса Христа и крестили уверовавших. Первое массовое крещение было совершено в день сошествия Святого Духа на апостолов, когда после проповеди апостола Петра слушатели спрашивали: что им делать, чтобы спастись?, на что апостол Петр сказал им: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38).

   Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то и Таинство Крещения над человеком совершается один раз: "Один Господь, одна вера, одно крещение" (Ефес. 4:5). Для согрешивших после Крещения есть средство получить прощение грехов — это Таинство Покаяния.

   Цель Крещения одна - соединение с Богом, получение благодати Его. Не следует здесь искать здоровья, ума или способностей к ученью, это все второстепенное, которое не должно заслонять главного. Господь Иисус Христос сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33). Так, святой князь Владимир пришел к купели Крещения, желая получить Царство Божие, но получил не только его, но и прозрел очами, исцелился от слепоты, как говорят о том летописи.

   Совершительной формулой Крещения являются слова: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

   Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. Для принятия Крещения необходимы покаяние и вера, поэтому перед Крещением читается Символ веры.

   Церковь крестит младенцев по вере их родителей и восприемников. Для этого и бывают при крещении восприемники, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого - когда он подрастет, они обязаны научить его вере и позаботиться о том, чтобы их крестник стал истинным христианином. Это священный долг восприемников и они тяжко грешат, если пренебрегают этим долгом. Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.

   Значение Крещения так объясняет апостол Павел: «Мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились.. мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:3-4). Умерши на кресте, Господь Спаситель, вознес наши грехи на Крест и стал очищением наших грехов. Кто крестится, тот погружается в смерть Христову и в очистительную силу Его крестных страданий, которая уничтожает всякий грех. Человек, очищенный от греха, освобождается от его насилия и получает свободу для духовного образа жизни. Крещеный становится возлюбленным чадом Божиим, усыновленным Ему благодатью Христовой. Но это не значит, что в Крещении человек автоматически освобожден от всех соблазнов и от духовной борьбы. Духовный подвиг неизбежен, пока человек находится в этом мире, полном соблазнов. Разница между крещеным и некрещеным заключается в том, что некрещеный порабощен грехом, не имеет сил бороться с ним, а крещеный освобожден от рабства греху и получает помощь бороться с соблазнами.

   Христианину важно понять, что, преодолевая искушения, он нравственно совершенствуется, духовно растет и крепнет. В этом заключается необходимость личного подвига. Если бы не существовало борьбы, то не существовало бы и праведников. Но в борьбе с соблазнами он не одинок: он получает великую помощь от Духа Святого в Таинстве Миропомазания, которое обычно совершается сразу после Крещения. Как смерть и воскресение Христово завершились Пятидесятницей, сошествием Святаго Духа на Апостолов, так и Крещение человека завершается Миропомазанием.

   Миропомазание есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной. Если в Крещении человек умирает и воскресает со Христом, то в Таинстве Миропомазания он удостаивается благодати Святого Духа. Миропомазание является утверждением или печатью присоединения к Церкви, а также источником благодатных сил, даруемых крещеному для укрепления и роста в духовной жизни. Святые Отцы Церкви ставят само слово «христиане» в тесную связь с Миропомазанием, так «христианин» значит «помазанник». Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Сделавшись причастным Христу, вы достойно именуетесь христианами, т. е. помазанными, и о вас Бог сказал: «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104:15)».

   Великая Святыня - Святое Миро есть особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается Патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его священникам.

   Совершительной формулой Таинства Миропомазания являются слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь». Помазание каждой из частей тела имеет определенное значение. Так, помазание чела означает освящение ума или мыслей, персей — освящение сердца и желаний, очей, ушей и уст — освящение чувств, рук и ног — освящение дел и всего поведения христианина.

   В действительности Крещение и Миропомазание представляют собой двуединое Таинство. В Святом Крещении человек получает новую жизнь во Христе и по Христу, а в Святом Миропомазании ему сообщаются благодатные силы и дары Святого Духа, а также Сам Святой Дух как дар, для достойного прохождения жизни во Христе.

   После совершения Таинства Крещения и Миропомазания христианин должен помнить, что его христианская жизнь только начинается, что он отрекся от сатаны и сочетался со Христом. Крещение есть начало новой жизни, человек должен принести плоды Крещения, а для этого нужен труд. Крещение ко многому обязывает человека, прежде всего к борьбе с самим собой: со своими страстями, дурными наклонностями, в общем, со своим «ветхим человеком», который ненавидит других людей, злобствует, завидует, гордится, презирает, обманывает, блудодействует и т. д. Крещение также обязывает человека вести церковную жизнь, которая прежде всего заключается в участии в Таинстве Евхаристии — причащении Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Это Таинство совершается в Православных храмах во время Божественной Литургии.

   Евхаристия является стержнем церковной жизни. Господь наш Иисус Христос во время каждой Православной Литургии дает людям Себя Самого в Причащение и христиане причащаются Его Плоти и Крови, чтобы быть в постоянном  единении с Ним. Без участия в Евхаристии человек не может надеяться на свое спасение. Каждый истинно верующий во Христа должен регулярно участвовать в Евхаристии, при этом он должен четко осознавать, что это за Таинство, зачем к нему приступать и с Кем он в этом Таинстве соединяется.  Предварительно христианин обязан очистить свою совесть через Таинство Покаяния, несколько дней попоститься, подкрепляя пост усиленной молитвой, и затем, испросив разрешения у священника, причаститься Пречистых Тайн Христовых.

   Маленьких детей родители или крестные должны приносить на Причастие как можно чаще. Им особой подготовки не требуется, так как они и без этого чисты. Единственное, что нужно — это чтобы дети причащались натощак, с утра ничего не поев.

   Еще одним важнейшим условием духовной жизни является  молитва.  Человек,  принявший Крещение, обязывается к молитве. Молитва есть обращение человека к Богу, в ней он испрашивает у Господа милости, просит прощения грехов, помощи в трудностях, благодарит Бога за Его благодеяния к себе. Молитва есть пища для души, без которой та умирает от духовного голода. О своем молитвенном правиле нужно посоветоваться со священником.

   Человек, принявший Крещение, должен всегда помнить, что он отрекся от сатаны и пообещал не участвовать в его делах. Поэтому преступает эту клятву, данную Богу, тот, кто после Крещения начинает ходить ко всякого рода «экстрасенсам», «заклинателям», «народным целителям» и т. д. Таким образом он опять вступает в союз с сатаной и отказывается от союза с Христом, отрицаясь своего Крещения.

   Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Хочешь спастись? - пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда: если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк; а если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся же Церкви: нет ничего в мире сильнее ее. Она - твоя надежда, в ней - твое спасение».

   (скачать Памятку)


Назад к списку