Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

"  1И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

2Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

3Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

4Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

5Доколе Я в мире, Я свет миру.

6Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, 7и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

8Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

9Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

10Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

11Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

12Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

13Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

14А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

15Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

16Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

17Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

18Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего 19и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

20Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, 21а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.

22Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

23Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.

24Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

25Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

26Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

27Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

28Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

29Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

30Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

31Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

32От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.

33Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

34Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

35Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

36Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

37Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

38Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему." (Ин. 9: 1-38)

***

Святитель Феофан Затворник
Мысли на каждый день года

            Спорит простота веры с лукавым неверием. Вера, пришедши к прозревавшему слепцу, просветила умные очи его, и он ясно видит истину. Смотрите, как у него все логично. Спрашивают его: ты что о Нем, даровавшем зрение, скажешь? «Это пророк», ответил он, то есть посланник Божий, облеченный силою чудодейственною. Непререкаемо верный вывод! Но образованность книжная не хочет видеть этой верности и ищет уклониться от последствий ее. А так как это не удавалось, то она обращается к некнижной простоте со своим внушением: «воздай славу Богу; мы знаем, что человек Тот грешник». Простота веры не умеет связать этих понятий - грешность и чудодейственность, и выражает это открыто: «грешник ли Он, не знаю, одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу». Что можно сказать против такого неведения? Но логика неверов упряма, и при всей очевидности не стыдится утверждать, что не знает откуда отверзший очи слепому. «Это и удивительно», говорит им здравая логика веры, «что вы не знаете откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». Казалось бы, после этого ничего не оставалось, как преклониться перед силою такого заключения. Но книжная ученость терпеть не может здравой логики веры, и изгнала ее вон. . . Поди теперь, доказывай истину веры тем, у которых ум растлился от упорства в неверии. Неверы всех времен - люди одного покроя.

 ***

Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Живой колос


           Мир - собрание мертвых душ, глава и князь которых диавол, отец лжи. Церковь в ее истинном значении - собрание, или союз, живых душ, коих глава Христос Жизнодавец и Утешитель и Совершитель, Дух животворящий. Весь мир лежит во зле (1 Ин. 5, 19); мир - собрание слепых сердечными очами. Церковь - собрание видящих все в истинном свете. Все люди в мире не возрождены, подвержены слепоте сердечной, но сословие мнимоученых и писателей чиновного мира, студенческого, женского подвержены в большинстве самой гибельной слепоте от гордого самомнения, и тем хуже, что они не сознают своей беды и увидят ее лишь тогда, когда будут умирать и когда вся жизнь покажется им, как на ладони. Современные события подтверждают истину этих слов. В душевной слепоте своей они делают безумные дела.

           Не держите же свои головы слишком высоко и гордо вы, ученые, но неверующие (хотя не все) - все вы далеки от истинной мудрости и истинного знания и от источника жизни, от истинного пути; множество из вас не вкусило истинной мудрости, мудрости христианской, не уверовало во Христа как истинного Бога, в Евангелие Его, в Церковь Его, единственно верную и правую учительницу истины и подательницу жизни. Все вы слепы и мертвы, хотя вы и кажетесь себе мудрыми. Обратил Бог мудрость мира сего в безумие (1 Кор. 1, 20).

           Если хотите иметь истинное ведение, истинную мудрость и истинную жизнь - отложите вашу гордость, ваше самомнение, ваше кичение, смиритесь искренно и идите снова учиться у бывших рыбарей и бросьте вашу гнилую, тленную и юродивую мудрость. Спуститесь с вашей высоты, сядьте пониже, склоните ваши головы и ваш слух к предвечным истинам. Ей, не у Льва Толстого мудрость, совсем объюродевшего, а у Церкви, которую он попирает ногами, у апостолов и евангелистов и у вселенских и всяких святых отцов и учителей. Перестаньте пить мертвую воду романов и всяких без числа умножившихся книг смрадной мудрости мирской. Не послушаетесь - останетесь на весь век учеными слепцами, не знающими истинного пути, и во грехах ваших умрете и наследуете вечную тьму. Полно смеяться над вечными и живыми истинами; с любовью зовем вас в недра Церкви - очнитесь от греховной спячки и страстного гипноза, который мы приписываем вам по всей справедливости.
 

Проповедь Митрополита Антония Сурожского
 

            Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
            «Кто согрешил - этот ли человек, или родители его, что он родился слепой?» - спрашивали друг друга люди, перед которыми предстало такое горе, такой человеческий ужас, что человек вошел в жизнь - и этой жизни не мог видеть, был лишен ее в такой трагической мере.

            И мы часто не замечаем, что это ставит вопрос о том, как может грех человеческий коснуться не только нашей временной или вечной судьбы, но коснуться родных, близких. По какому-то страшному закону, из-за того, что один грешит, другой страдает, - потому что всегда тяжесть и страдание, и скорбь, и последствие греха несет тот, кто непричастен этому греху. Злоба одного крестом ложится на судьбу другого, и вот почему святые с таким ужасом относились ко греху, почему тема греха так постоянно звучит в Священном Писании. Грех - не только беззаконие, грех - это страдание, которое от человека согрешившего будет дальше и дальше простираться, можно сказать, до пределов земли и дальше - до пределов времени. И чтобы понять это яснее, остановимся на одном случае, который произошел несколько десятков лет тому назад в далекой румынской деревне.

            Там темной зимней ночью убили человека. Человек был прохожий, никому не известный, и однако, эта смерть на одного из жителей произвела страшное, глубочайшее впечатление. Следователь застал этого человека плачущим о случившемся.

             То не был старик, который в конце долгой жизни стал более понятлив или более чуток, чем другие. То не был юноша, который в начале своего пути еще не очерствел к человеческой жестокости, и ему жизнь была еще страшна в том, что в ней есть жестокого. Это был человек зрелый, крепкий, человек искушенный жизнью, начальник местной полиции - и он сидел и плакал горьким горем своим над случившимся. Изумленный следователь сказал ему: «В чем дело? Убили какого-то прохожего, незнакомого, а ты в таком горе!» И тот на него грустно посмотрел и сказал: «Как вы не понимаете, что эта кровь теперь осквернит всю деревню, и от нашей деревни пойдет зло во весь мир?» А когда следователь его спросил, что он этим хочет сказать, он разъяснил ему приблизительно так: «Сейчас в нашем глубоком чистом снегу немножко крови, снег постепенно закрывает эту кровь, постепенно своей белизной ее защищает. Постепенно исчезает это пятно крови, бледнеет оно в снегу, и придет время, когда и следа как будто, от этой крови не останется. Но эта кровь в снегу нашем лежит, и когда придет весна и снег начнет таять, - ручейками, вместе со снегом, эта кровь потечет по всей поверхности нашей земли. Ее впитают наши поля, она унесется в наши речки и реки. Поливая свои сады и огороды, люди будут брать эту воду, в которой - кровь человека, убитого в нашей деревне. Придет время, и заблагоухают цветы, но в этом благоухании будет страшный запах человеческой крови, которую каждое растение своими корнями впитает из нашей оскверненной земли. Каждый цветок, который юноша даст девушке, будет пропитан кровью убийства. Каждый кусок хлеба, который мы будем есть, рожден на земле, пропитанной этой кровью, которую принесет туда вода и снег. А когда станет пыль вздыматься по нашим летним дорогам - всякий прохожий на своих сапогах разнесет эту страшную окровавленную пыль по всему лицу земли».

            Вот образ: вот как человек живой, настоящий человек нашего времени, твердый и опытный в жизни, пережил смерть человека, пережил грех, от которого родилась смерть, и уловил эти страшные последствия человеческого греха. Вот почему так страшен грех в глазах Божиих, вот почему так страшно, грозно и умоляюще его обличает Господь, вот почему святые с таким ужасом оберегаются его и нас умоляют, даже если мы не понимаем, не предаваться ему. Так всякий грех, не только кровь, но и слово, раз прозвучавшее, услышанное, повторенное, засеевшее душу тернием, отравившее сердце, осквернившее и омрачившее ум, пойдет дальше, как эта пыль окровавленная, как окровавленный снег, до пределов земли, до пределов времени, до рубежа Страшного суда.

            Вот какова наша ответственность друг перед другом. Вот почему так страшно праздное, пустое, гнилое, бессмысленное слово, вот почему всякий поступок, который вносит в душу другого человека потемнение, так страшен! Вот почему грех одного ложится крестом и смертью на другого. Здесь - страшная взаимная порука земли.

            Но в этом, может быть, и единственная наша надежда, потому что когда до нас не грехом, а страданием, не осквернением, а крестом доходит чужой грех, если мы только отразим его, но не гневом, а чистотой, не яростью, а милостью, состраданием и любовью, то мы получаем божественную силу и власть, именем Божиим, кровью своею прощать другого человека. Тогда грех находит свой предел, тогда он больше не разносится, не ранит, не сквернит, тогда, как море о скалу, он разбивается и отпадает в свое лоно. Оцените, измерьте и ужас греха, и дивную силу прощения, сострадательной, крестной любви, сначала Божией, а потом и всякого человека, который захочет приобщиться этому пути спасения ближнего, брата, родного и чужого, спасения всего мира, пока грех не дошел до пределов, где Божий суд!

Аминь.

 

Еще почитать:

>>>Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

 

Источник: сайт храма Воскресения Христова в Шереметьево


Назад к списку