Полный блок Новостей Сыктывкарской и Коми-Зырянской Епархии можно прочесть здесь
Подписаться на Новости Епархии
Мы – учимся.
2 и 3 марта преподаватели Воскресной школы Свято-Преображенского прихода Эжвинского благочиния приняли участие в обучающем интерактивном семинаре по теме «Видеопример в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения» прошедшем на базе Коми Республиканского института развития образования (КРИРО). Вели семинар - игумен Киприан (Ященко), кандидат педагогических наук и проректор высших богословских курсов Московской духовной академии, и Татьяна Юрьевна Березовская, кандидат педагогических наук, руководитель дирекции «Комплексная целевая программа «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», профессор-консультант Координационного совета Лиги народов России.
Интерактивную методику преподавания, применительно к фильмам духовно-нравственного содержания, педагоги осваивали под руководством Татьяны Юрьевны. После просмотра фильмов, прошедших строгий отбор комиссией кинофестиваля «Лучезарный Ангел», преподавателям было предложено выступить в роли экспертов – высказать профессиональное мнение и, одновременно, «зрителей-детей» – поделиться своими впечатлениями и мыслями, задать вопросы.
Каждую картину сопровождала своя неповторимая атмосфера обсуждения: спокойная беседа после просмотра мультфильмов «Солдатская песня» (Ангел Хранитель добрым укором будит совесть в своём подопечном – солдате-эгоисте, обокравшем своего сослуживца – доброго и участливого юношу) и «Беззаконие» по одноименному произведению А. П. Чехова (Пробуждение человечности и отцовских чувств в коллежском асессоре, который находит на крыльце своей дачи младенца, принимает его за плод своего греха и пытается избавиться от подкидыша) сменилась молчанием и слезами на глазах после короткометражного фильма «Живые» (У немолодой, в прошлом известной пианистки диагностировано смертельное заболевание. Консилиум врачей признает безнадёжность положения. Главная героиня, ее взрослые дети и знакомые оказываются перед лицом неизбежно и скоро надвигающего конца – ухода из жизни…).
Неожиданно энергично и эмоционально обсудили короткометражную ленту «Другие Люди» (В преуспевающем фешенебельном книжном магазине скромно одетый пожилой пенсионер, с разрешения молоденькой участливой продавщицы, третий день подряд читает дорогую книгу. Это вызывает серьёзное раздражение и неудовольствие хозяина, девиз которого «Пришёл, увидел книгу, понравилась, КУПИЛ! Однако после разговора с пенсионером, хозяин, неожиданно для себя, поступает совсем не так как запланировал ранее…»).
В ходе активного диалога Татьяна Юрьевна делилась опытом общения с разновозрастной детской аудиторией, приводила в пример вопросы и выводы детей, к которым должны быть готовы педагоги: неожиданный вопрос «А Ангелы–Хранители у солдат тоже бреются?» или вывод «У хороших воровать плохо», дополненный, после обсуждения с учителем, другим гениальным детским выводом «У злых тоже нельзя воровать, потому что они станут ещё злее»; недоуменный вопрос-упрёк 11-летнего детдомовца после просмотра короткометражки «Живые» - «Почему Вы думаете, что мы не понимаем такие фильмы?» или рассудительный монолог 9-ти летнего мальчика после просмотра картины «Другие Люди» - «Все просто. Это был Ангел, он пришёл, чтобы всех изменить. …задание у него такое было…Он все сделал и ушёл. Что тут непонятного!»
После просмотра фильма о преподобном Паисие Святогорце греческом святом, любовь и почитание которого в России, вызывает радостное удивление у греков, преподаватели пообщались с игуменом Киприаном (Ященко). Аудитория с напряжённым вниманием слушала лекции отца Киприана об основах православной педагогики и воспитании добродетелей у подрастающего поколения.
Смена слайда на экране и известный библейский сюжет открывается в неожиданном ракурсе - как схема педагогического приёма, который, после грехопадения наших прародителей, показал Сам Создатель, и которым испокон веков интуитивно пользуются многие родители и педагоги:
«8И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. 9И возвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам], где ты?
10Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому, что я наг, и скрылся.
11«И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
После проступка сначала нужно попробовать разговором расположить ребёнка к покаянию.
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала?
14Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. (Быт. 3: 8-14)
Бог прекращает непосредственное общение с Адамом и Евой, после того как прародители отказались от покаяния. И родители могут прекратить общение с ребёнком, если он не хочет признавать проступок, что бы осознал, как много теряет, лишившись общения с отцом и матерью.»
Лекция продолжается, и заточенный носик карандаша прилежно выводит по бумаге, что «православная педагогика – это трёхстороннее взаимодействие между Богом, воспитателем и ребёнком», «педагог должен помочь детям выстроить правильный вектор – к Богу», «жизнь по Евангелию должна стать реально действующим мотивом в жизни ребёнка», записывает названия книг, которые рекомендуется прочитать и учителям и родителям «Православное воспитание» и «Воспитание добродетелей», а в конце, чуть замирая, пишет неожиданное - «Великий пост – репетиция жизни в Раю».
Но вот показ презентации остановился, и, теперь, все с неподдельным интересом слушают живые рассказы из личного опыта отца Киприана. Например, об обычном школьнике, который выполнил евангельский завет из притчи о мытаре Закхее – «… и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.» (Лк. 19:8). Все началось с ароматной и такой притягательной жвачки, которой не захотел поделиться с ним друг. Улучив момент, герой рассказа взял без спроса последнюю пластинку, а смятую обертку засунул в парту. На вопрос вернувшегося товарища «Где же пластинка?», мальчик ответил - «Не знаю». Однако обман вскрылся – друг нашёл в парте обёртку и сильно обиделся. Наш школьник, вспомнив задание отца Киприана - попробовать никого не обижать неделю, решил исправить ситуацию так, как написано в Евангелии. С трудом он отыскал в одном из супермаркетов точно такую же жвачку и вернул своему другу четыре пластинки. Товарищ, растрогавшись и признав свою вину (пожадничал), подарил ему две пластинки.
Удивительным оказался и рассказ о мирном итальянском дворике с иконой Пресвятой Богородицы. Перед этой иконой все жители дворика (30 семей), каждое утро просят благословение, вечером - благодарят, приходят со своими бедами, переживаниями, недоумениями и обидами. Люди научились уповать на Бога и заступничество Пресвятой Девы , и дворик стал знаменит тем, что среди его жителей, темпераментных итальянцев, за 50 лет не случилось ни одного скандала.
«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 28-30).
Окончился семинар общей молитвой за всех и за вся.
В заметке использованы фотографии
с официального сайта КРИРО