История Свято-Никольской церкви Слободы

   Долгое время в литературе, посвященной истории Слободы, имело место ошибочное мнение о том, что уже во второй половине 18 века здесь была своя церковь, которая именовалась Богоявленской. Эта ошибка берет свое начало в «Дневных записках» русского ученого, академика И.И.Лепехина, который, путешествуя по Вычегде, в июле 1772 года побывал в Слободе и оставил ее описание: «В десяти верстах от устья Сысолы стояло село Слободское, в коем церковь Богоявления Господня» (Лепехин И.И. Дневные записки // В дебрях Севера. Сыктывкар, 1986. С.21).

   Однако, изучение исторических источников, хранящихся в Национальном архиве Республики Коми, позволяет сделать вывод о том, что в то время в Слободе церкви вообще не было – она появится лишь в середине девятнадцатого века. Упоминаемая же И.И.Лепехиным Богоявленская церковь находился в соседнем селе Зеленец. Согласно клировой ведомости Зеленецкой Богоявленской церкви она была построена еще в 1696 году (НАРК. ф.230. оп.1. д.244. л.34). По названию церкви именовалась и волость, центром которой был Зеленец (Богоявленская волость); в состав этой волости входила и Слобода.

   В истории Слободской Свято-Никольской церкви можно выделить два периода. Особенность первого периода (1850 – 1894 гг.) являлось то, что в это время она не была самостоятельной, была приписана к Усть -Сысольскому Троицкому собору и не имела свого постоянного причта. Второй период начинается в 1894 году (до 1917 г.), когда образуется самостоятельный приход Никольского храма, церковь получает свой постоянный причет, при церкви открывается приходская школа и библиотека.

   Низшей территориальной единицей в церковном делении являлся приход, который объединял группу селений с церковью. Слобода долгое время входила в приход Усть-Сысольского Троицкого собора, поэтому для посещения Богослужений, Венчания, Крещения детей слобожанам приходилось проделывать длинный путь в 14 верст (почти 15 км) до Усть-Сысольска.

 

Троицкий собор (фотография начала 20 века)

Троицкий собор (фотография начала 20 века)

 

   Небольшая часть жителей Слободы посещала Богоявленскую церковь в Зеленце и числилась в ее приходе. Так, в 1830 году за Богоявленской церковью числился 31 слобожанин, а в 1860 году – 38 (НАРК. ф.230. оп.1. д.244. л.68 (об). д.273. л.362 (об.)).

   Постоянно ездить в Усть-Сысольск и Зеленец, находившийся в 10 верстах (почти 11 км) было далеко и неудобно. Необходимо отметить, что в начале 19 века в Слободе была построена «деревянная часовня на каменном фундаменте» (НАРК ф.230. оп.1. д.118. л.308,309), но Богослужения в ней совершались лишь по Праздникам священником, который приезжал из Усть-Сысольска по договоренности с крестьянами.

   По причине таких неудобств крестьяне Слободы и близлежащих деревень Веждин, Серт, Ашаев 20 июля (с.ст.) 1844 года собрались в сельской расправе на мирское собрание и приняли решение «по причине дальнего расстояния приходской церкви» «испросить разрешение от начальства из существующей часовни создать временную церковь через пристройку к ней алтаря».

   Все расходы и хлопоты по строительству храма и приобретению церковной утвари слобожане брали на себя. В Усть-Сысольск с прошением и доверенностью на его подачу был отправлен Кузьма Иванович Сюрвасев. К прошению прилагался чертеж планируемых построек (чертеж обнаружить не удалось) (НАРК ф.230. оп.1 д.118. л.308,309). (По указу Синода, появившемуся в 20-х годах 19 века, к прошениям о постройке храмов должен был прилагаться чертеж).

   Вопрос о строительстве в Слободе церкви решался долго. Власти прежде всего интересовал вопрос: «Не помешает ли это выплате государственных податей» (НАРК ф.230. оп.1. д.110. л.298). Наконец, разрешение было получено и в 1850 году начались строительные работы. В архивных документах сохранилось упоминание о ходе строительства.

   В январе 1851 года священник Троицкого собора М.Георгиевский сообщал настоятелю собора В.Кокшарову, что «сумма для построения в деревне Слободе деревянной на каменном фундаменте церкви из существовавшей часовни на необходимые потребности была жертвована жителями той деревни, но положительно, так как сама церковь строилась общими их силами, сколько было пожертвовано ими неизвестно. Потому что некоторые жители сами прямо от себя нанимали работников, другие работали из усердия, иные жертвовали и материалами. Впрочем, вся ценность работ может простираться до 400 рублей серебром» (НАРК ф.230. оп.1. д.128. л.482,482(об)).

   18 марта (с.ст.) 1851 года Вологодская Духовная Консистория разрешила освятить «новопостроенный храм в деревне Слободе во имя Святителей и Чудотворцев Николая Мирликийского и Димитрия Ростовского» (НАРК ф.230. оп.1. д.133. л.47). После освящения церковь стала именоваться Николаевской или Никольской, но просуществовала она недолго – в декабре 1885 года церковь сгорела. На ее месте в 1888 году была построена новая церковь, освящение которой состоялось 3 декабря (с.ст.) 1888 года (НАРК ф.230. оп.1. д.313. л.4(об)).

   В клировых ведомостях Слободской Никольской церкви сохранилось ее описание: «Здание церкви деревянное, внутри она отштукатурена, со всех сторон обшита тесом, под железной крышей, одноэтажная, в одной связи с колокольней». В церкви было три Престола: главный – во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца (освящен в 1888 году), второй (по правую руку) – во имя Святого Пророка Илии (освящен в 1890 году), третий (по левую руку) – во имя Преподобного Серафима Саровского (освящен в 1907 году). Расположение церкви было очень удачным - одно из самых красивых мест Слободы с видом на Вычегду, недалеко от центральной части села.

 

Свято-Никольская церковь

Свято-Никольская церковь

 

   Хотя в Слободе и была построена своя церковь, однако, самостоятельный приход создан не был. Слободская Свято-Никольская церковь была приписана к Усть-Сысольскому Троицкому собору. Богослужения в ней совершались священником из Усть-Сысольска «в храмовые праздники, а также нередко в воскресные и праздничные дни по желанию прихожан» (НАРК ф.230. оп.1. д.313. л.4(об)).

   В 1862 году слобожане обратились в Усть-Сысольское духовное правление с прошением, в котором «изъявляли желание иметь при выстроенной церкви в своем селении особый причт из одного священника и двух причетников». Они были готовы за свой счет содержать служителей церкви и обещали поставлять им 180 четвериков (1 четверик – 16 кг) зерна, 50 возов сена по 20 пудов каждый (1 пуд – 16 кг), давать печеным хлебом до 60 пудов в год, кроме того, поставлять яйца, масло, сыр, за каждый молебен платить по 10 копеек. Слобожане брали обязательство построить дом из общественного леса и уступить к нему одну десятину земли (1,09 га) под огород (НАРК ф.230. оп.1. д.166. л.208).

   Но, несмотря на это, самостоятельный приход не был создан, Слободская Никольская церковь осталась в составе прихода Усть-Сысольского Троицкого собора. Приход Никольской церкви образуется лишь в 1894 году, она получает постоянный причт. 24 мая (с.ст.) 1894 года священником церкви был определен Евгений Иванович Покровский, окончивший в 1891 году Вологодскую духовную семинарию, его рукоположение «во священники к сей церкви» состоялось 3 июля (с.ст.) 1894 года. Псаломщиками церкви в разные годы были Василий Попов, Василий Рогов, Иван Аврамов (НАРК ф.230. оп.1. д.323. л.129,133,294, д.345.л.32(об)).

   С 1894 года Никольская церковь приобретает еще и просветительскую значимость прихода. Так, в сентябре вместо существовавшей в Слободе с 1889 года школы грамотности создается церковно-приходская школа. В 1897 году из 172 детей школьного возраста в приходе в церковно-приходской школе обучалось грамоте 40 человек (23,3%), а в 1908 году из 189 детей обучалось уже 82 (43,4%). Повысилась и грамотность слобожан, так, если в 1897 году из 955 прихожан грамотными были лишь 60 человек (6,3%), то в 1908 году из 1152 прихожан грамотными были уже 315 (27,3%). (НАРК ф.230. оп.1. д.328. л.171, д.346. л.40).

   В 1895 году при Никольской церкви создается библиотека, книги которой «выдавались для чтения грамотным прихожанам». Число книг в 1903 году составляло 62 наименования, в 1906 году – 76. Библиотеку составляли толкования Священного Писания, духовно-нравственные поучения, творения святых отцов, Церковная история. В 1903 году было проведено 97 выдач 42 читателям, в 1906 году – 69 выдач 21 читателю (НАРК ф.230. оп.1. д.340. л.40 (об), д.344. л.39).

   В соответствии с разрешением Вологодской Духовной Консистории от 1 мая (с.ст.) 1900 года на приходском кладбище был построен деревянный молитвенный дом-часовня.

   Церковь и часовня были закрыты по постановлению Сыктывдинского райисполкома на заседании президиума Комиоблисполкома 4 сентября 1935 года и переданы под распоряжение Слободского сельсовета под клуб и избу-читальню.

   Из воспоминаний М.П.Каданева о Никольской церкви в советский период: "Здесь держали заключенных, а я метрах в 50 жил от церкви и возле моего двора, когда гнали заключенных, человек упал, его никто не попытался поднять, а конвоир просто заколол штыком. Мороз тогда стоял сильный на улице, и когда мы с ребятами зашли в церковь, то увидели замерзшие трупы узников, сваленные на полу".

   Старожилы рассказывают, что закрытая церковь стояла еще долго и была снесена при строительстве стадиона в 50-х годах. В настоящее время на месте храма расположен спорткомплекс "Бумажник".

   На протяжении нескольких лет, по благословению Правящего Архиерея Сыктывкарской и Воркутинской епархии Епископа Питирима, на месте разрушенного Свято-Никольского храма совершаются молебны,  в которых участвуют верующие жители Эжвинского района г. Сыктывкара.

 

Место разрушенной церкви

Место разрушенной церкви

 

Молебен на месте Свято-Никольского храма

 

Молебен на месте Свято-Никольского храма

 

Молебен на месте Свято-Никольского храма

 

Молебен на месте Свято-Никольского храма

 

Молебен на месте Свято-Никольского храма

 

Молебен на месте Свято-Никольского храма

 

Молебен на месте Свято-Никольского храма

Молебны на месте Свято-Никольского храма

 

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Служители Никольской церкви

  

Священники:

1894-1907 гг.   -   Покровский Евгений Иоаннович
1909-1912 гг.   -   Сапожников Александр Николаевич
1912-1914 гг.   -   Тюрин Клавдий Алексеевич

Псаломщики:

1894-189, гг.   -   Попов Василий Стефанович
1896-1900 гг.   -   Рогов Василий Адрианович
1903-1903 гг.   -   Меньшиков Владимир Асинкритович
1905-1929 гг.   -   Аврамов Иоанн Алексиевич

Школьный учитель:

Сахаров Александр Александрович

 

Священники

Покровский Евгений Иоаннович
 Сын священника Киберской церкви Иоанна Покровского. Родился 20.01.1870 г. Образование: Вологодская духовная семинария (1891).
 1891 - учитель Толшенской церковно-приходской школы, что в Шеномском Яренского уезда.
 1892 - псаломщик Усть-Сысольского Троицкого Собора, учитель пения в Усть-Сысольском духовном училище и в Усть-Сысольской женской прогимназии.
 1894 - священник Слободской церкви, заведующий, законоучитель и учитель церковного пения в Слободской школе грамоты.
 1896 - депутат на духовно-училищные съезды от первого благочиннического округа.
 1897-1901 - член Ревизионного комитета по проверке отчета о приходе и расходе сумм Правления Усть-Сысольского духовного училища.
 1897 - за усердную и полезную деятельность по обучению и воспитанию детей в приходе в духе Православной христианской веры объявлена архипастырская благодарность и преподано Божие благословение в поощрение трудов.
 1899, 1902 - член Ревизионной комиссии по проверке имущества Усть-Сысольского Троицкого собора.
 1897-1899 - член местного попечительского совета.
 1899 - и.д. благочинного первого округа.
 1899 - за усердную и полезную пастырскую службу награжден набедренником.
 1900 - утвержден в должности благочинного.
 1901 - вторично объявлена архипастырская благодарность за успешные труды по народному образованию.
 1902 - депутат от духовенства на уездное земское собрание Усть-Сысольского уезда.
 1904 - награжден скуфьей за усердную и полезную пастырскую службу.
 1904-1905 - наблюдатель за земской библиотекой-читальней при Слободской и Зеленецкой церковно-приходских школах.
 1906 - законоучитель Койтыбожского земского начального училища.
 1906 - объявлена благодарность за усердное и полезное отношение к школьному делу; получил медаль Красного Креста в память участия в деятельности Общества во время Русско-Японской войны.

Сапожников Александр Николаевич
 Сын священника Усть-Немской церкви Николая Димитриевича. Родился 7.08.1861 года. Образование: Вологодская духовная семинария (1891).
 1885 - священник Пожегодской церкви, кандидат депутата по училищным делам.
 1886 - депутат по следственным и хозяйственным делам, член попечительского совета пятого благочиннического округа о бедных духовного звания.
 1887 - заведующий и законоучитель Пожегодской церковно-приходской школы, учитель русского и церковно-славянского языков, письма.
 1893 - учитель пения.
 1895 - священник Усть-Немской церкви.
 1896 - заведующий Лебяжской церковно-приходской школы, законоучитель Усть-Немского земского училища.
 1905 - законоучитель Парчегского земского училища.
 1908 - без места.
 1909 - священник Слободской церкви, заведующий и законоучитель Слободской церковно-приходской школы.
 1912 - указом Велико-Устюжского ДП причислен к Усть-Сысольскому Троицкому собору с запрещением священнослужения.
 1913 - псаломщик Вильгортской церкви.

Тюрнин Клавдий Алексеевич
 Сын диакона. Родился 3.04.1888 года. Образование: Вологодская духовная семинария (со званием студента, 1910).
 1910 - учитель в Небдинском министерском двухклассном училище, законоучитель и учитель в образцовой школе при Деревянской второклассной школе.
 1912 - священник Слободской церкви, заведующий и законоучитель в местной церковно-приходской школе, член правления Усть-Сысольского духовного училища.
 1913 - председатель приходского попечительства, законоучитель и учитель пения в Веждинской церковно-приходской школе.

 

Псаломщики

Попов Василий Стефанович 
 Сын диакона Жешартской церкви Стефана Попова. Родился 10.04.1870 в Жешарте. Образование: Вологодская духовная семинария (1894).
 1894 - псаломщик Слободской церкви; во время обучения в семинарии посвящен в стихарь.
 1896 - Преосвященнейшим Антонием, епископом Велико-Устюжским, рукоположен во священника к Шешкинской церкви; наблюдатель за народной бесплатной читальней-библиотекой при благовещенском волостном правлении.
 1899 - второй член местного благочиннического попечительского совета; был избран членом ревизионного комитета для проверки отчетов Усть-Сысольского духовного училища за 1901, 1902 гг.
 1899-1909 - член местного благочиннического совета.
 1902 - за усердную и полезную пастырскую службу награжден набедренником; состоял членом ревизионного комитета по проверке капиталов и имущества Усть-Сысольского Троицкого собора.
 1903 - законоучитель вновь открытого в д.Гарье начального земского училища.
 1906 - законоучитель при Шешкинском начальном училище.
 1907 - награжден медалью Красного Креста в память участия в деятельности Общества во время Русско-Японской войны.
 1908 - член благочиннического совета и депутат по хозяйственным и следственным делам.
 1909 - получил серебряную медаль в память 25-летия церковно-приходских школ.
 1913 - награжден медалью и нагрудным знаком в память 300-летия царствования дома Романовых.
 1914 - награжден скуфьей.

Рогов Василий Адрианович
 Сын диакона Вильгортской церкви. Родился 24.11.1875 года. Образование: уволен из первого класса Вологодской духовной семинарии (1896).
 1896 - послушник в Устюжском Михаило-Архангельском монастыре.
 1896 - псаломщик Слободской церкви.
 1896-1903 - учитель пения в местной церковно-приходской школе.
 1900 - посвящен в стихарь и рукоположен в диакона.
 1903 - диакон Палевицкой церкви.
 1903 - утвержден в должности санитарного попечительства.
 1908-1909 - за штатом по болезни.
 1909-1910 - псаломщик Устюжской Никольской церкви.
 1910 - диакон Пажгинской церкви.
 1910 - законоучитель при Гарьинском земском училище.

Меньшиков Владимир Асинкритович
 Сын священника Лальского Воскресенского собора Устюжского уезда Асинкрита Меньшикова. Родился 11.07.1885 года.
 1903 - псаломщик Слободской церкви.

Аврамов Иоанн Алексиевич
Родился 20.09.1878 года в с.Кослан Яренского уезда Вологодской губернии в семье псаломщика Ильинской церкви. Образование: 13.03.1892 года уволен из Усть-Сысольского духовного училища (2 класса).
 30.11.1899 - взят на военную службу.
 С 21.03.1904 - послушник Михаило-Архангельского монастыря в г.Великий Устюг.
 С 8.06.1904 - псаломщик в Лальском Воскресенском соборе.
 С 29.06.1905 - псаломщик Слободской Николаевской церкви Усть-Сысольского уезда.
 С 15.10.1908 - преподаватель церковного пения в местной школе.
 Служил псаломщиком до 19.12.1929 года, затем был вынужден оставить службу. Лишен избирательных прав как бывший служитель культа. Зимой 1929-30 гг. работал по окорке и погрузке баланса. Летом 1903 г. бакенщиком, затем возчиком кирпича из с.Выльгорт в строящийся в Слободе лесозавод.
 Источник: НА РК ф.230, оп. 1 ед. хр. 352; ф.р. - 874, оп. 1, ед. хр. 103.

 

Школьный учитель

Сахаров Александр Александрович
 Непосредственно в
Слободской церкви ни священником, ни псаломщиком он не был, но и в качестве школьного учителя принес большую пользу для жителей Слободы. Родился в 1868 г. в Усть-Сысольске, сын священника Усть-Сысольского Троицкого собора Александра Христофоровича Сахарова. В 1889 году окончил Вологодскую духовную семинарию с аттестатом первого разряда, назначен псаломщиком в Усть-Сысольский Троицкий собор. Состоял законоучителем и учителем пения в школах д.Слобода и д.Кочпон.
 В 1891 году рукоположен во священника к Печорской Троицкой церкви. Законоучитель и учитель пения в Печорском земском начальном училище.
 С 1892 года делопроизводитель и казначей местного церковно-приходского попечительства.
 В 1894 году награжден набедренником. В том же году "во внимание к заслугам по исследованию климата России" Императорской Академией наук удостоен звания корреспондента Главной физической обсерватории. Тогда же основал народную библиотеку в с.Печорском, которой сам и заведовал.
 В 1895 году выражена благодарность от Управления Санкт-Петербургским учебным округом за безвозмездное обучение детей церковному пению.
 В 1896 году "вследствие ходатайства Августейшего Президента наук и согласно определению Св. Синода Всемилостивейшее пожалован за труды по производству метеорологических наблюдений орденом Св. Анны третьей степени". Тогда же назначен и.о. благочинного шестого Усть-Сысольского округа. Указом Великоустюжского Духовного правления объявлена в 1896 году архипастырская благодарность "за труды и заботы по религиозно-нравственному назиданию вверенной ему паствы", со внесением о сем в послужной список.
 С 1898 года состоит председателем местного церковно-приходского попечительства. Тогда же утвержден в должности окружного миссионера до 1899 года, когда эта должность была упразднена в крае.
 В 1898 году утвержден в должности благочинного.
 В 1899 году назначен председателем комитета по постройке церквей в Печорском крае. В том же году за усердную службу преподано благословение Св.Синода с выдачею грамоты.
 В 1900 году определением Св. Синода за усердную и полезную службу награжден камилавкой.
 С 1901 года состоит законоучителем в местной церковной женской школе и в Сойвинском земском училище. За труды по первой всеобщей переписи населения награжден бронзовой медалью.
 В 1904 году за усердную и полезную пастырскую награжден наперстным крестом. Кроме того, занимался переводами на зырянский язык Богослужебных книг и читал проповеди на зырянском языке собственного сочинения.
 В 1910 году священником в городе Вологде.
 Арестован 21.09.1937 года, на момент ареста имел сан архиепископа, служил в Кирульской церкви г. Сыктывкара.
 Осужден 29.09.1937 года тройкой при УНКВД Коми АССР по ст.58 - 10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение 31.09.1937 года.
 Реабилитирован 25.09.1989 года прокуратурой РК. Место казни и захоронения неизвестно.
 Источник: НА РК ф. 230, оп. 1, ед. хр. 38. Покаяние. Мартиролог. Т.1, стр.1025. Справка УФСБ РФ по РК от 08.08.97 №10 - 9/1190.

 

 

Благодарим П.С.Кудешова за проведенные архивные исследования, сотрудников музея им. Н.М.Дьяконова и Коми республиканского архива за предоставленные материалы, краеведов и старожилов Слободы, а также всех тех, кто помогал в изучении истории Свято-Никольского храма.

Использованы сведения:
Торопова Л., "Краткие сведения о храмах и причтах церковных Коми края до 1917 года" (1 часть);
Малыхина А., "Репрессированное православное духовенство Коми края" (2 часть).

 


Назад к списку